Первые клинические испытания микродоз ЛСД против болезни Альцгеймера показали безопасность терапии

Микродозы ЛСД безопасны при регулярном приеме у здоровых пожилых людей — к такому выводу пришли ученые, которые провели первую фазу клинических испытаний психоделика. На следующих этапах исследователям предстоит выяснить, как микродозинг действуют на организм пациентов и влияют ли терапия на симптомы болезни Альцгеймера. Пока же никаких серьезных побочных эффектов и нарушений сознания обнаружить не удалось. Исследование опубликовано в журнале Psychopharmacology.

От болезни Альцгеймера до сих пор нет лекарства, которое бы останавливало, а не смягчало развитие деменции и нейродегенерации. Многие экспериментальные лекарства оказываются неэффективны в клинических испытаниях, поэтому ученые постоянно ищут новые методы терапии.

Так, например, в последнее время исследователи стали обращать внимание на то, что болезнь Альцгеймера сопровождается в нервной ткани процессом, напоминающим воспалением. Воспалением в чистом виде его считать нельзя, поскольку иммунных клеток в головном мозге довольно мало. Тем не менее, некоторые клетки нервной ткани (микроглия) начинают выделять провоспалительные вещества, чем вызывают стресс и гибель окружающих нейронов.

Раньше «нейровоспаление» считали следствием накопления бета-амилодных агрегатов в мозге, но сейчас многие называют его, наоборот, причиной развития болезни и ищут лекарства, которые могли бы с ним справиться. По такому механизму, например, действует недавно одобренное в Китае лекарство (мы рассказывали о нем в материале «Пятый лишний»).

Этот же принцип лег в основу стратегии, которую разрабатывает компания Eleusis Benefit Corporation. Ее исследовательская группа работает с психоделиком диэтиламидом лизергиновой кислоты (ЛСД) и изучает его влияние на серотониновые рецепторы 5-НТ2а. Ученые заметили, что активация серотониновых рецепторов в мозге снижает уровень воспаления. Кроме того, при болезни Альцгеймера количество этих рецепторов на клетках снижается, что, возможно, объясняет, откуда возникает депрессия, которая часто сопровождает эту болезнь.

Но поскольку ЛСД изменяет сознание пациента, его нельзя использовать в больших концентрациях. Исследователи планируют применять микродозы психоделика, которые не вызывают заметных изменений когнитивных функций. Они опирались на недавнюю работу, авторы которой показали, что порог лежит в районе 13 мкг, а после 26 мкг испытуемые начинают «ощущать собственную мощь» — что ученые сочли первыми признаками изменения сознания.
В клинических испытаниях ученые использовали микродозы 5, 10 и 20 мкг. В качестве испытуемых они выбрали здоровых людей, поскольку цель первой фазы испытаний — не вылечить болезнь, а показать безопасность препарата. Однако, поскольку его планируют дальше применять у пожилых людей с болезнью Альцгеймера, средний возраст испытуемых составил 62 года. Всего их было 48, и ученые разделили их на четыре группы: каждая рандомизированно принимала одну из доз или плацебо 6 раз в течение трех недель.

Авторы исследования оценивали безопасность по нескольким группам параметров. Ученые отслеживали давление, пульс, ЭКГ, биохимический анализ крови и мочи, время реакции, состояние рабочей памяти, внимательность и способность сохранять равновесие. Также участников опрашивали на предмет появления у них симптомов изменения сознания, например, нарушения зрительного и звукового восприятия.

По большинству этих параметров исследователи не обнаружили никаких существенных отличий между экспериментальными группами и контролем. Единственным исключением были головные боли: они возникли у 8 процентов участников в группе плацебо, а также в группах 5, 10 и 20 мкг — у 17, 50 и 25 процентов соответственно. Однако авторы работы отмечают, что боли были слабыми, поэтому не повлияли на повседневную жизнь испытуемых.

В том же, что касается психических и неврологических эффектов, ученые заметили связь между снижением активности и дозой психоделика. Некоторые испытуемые отмечали, что им чаще хочется спать и они чувствуют себя заторможенными. Впрочем, пока неясно, стоит ли относить это к эффектам препарата, или дело просто в том, что после его приема людям долго приходилось сидеть, пока у них собирали разные анализы. Тем более, что реального изменения когнитивных функций исследователи при этом не зафиксировали.

Таким образом, противопоказаний к применению препарата ученые не обнаружили. Впрочем, в данном испытании речь шла о здоровых людях, у больных эффект может оказаться другим. Кроме того, исследователям предстоит выяснить, могут ли микродозы ЛСД, не влияя на сознание, оказать противовоспалительное действие или выступить как антидепрессант.

Ранее ученые объяснили нарушение сознания при приеме ЛСД изменением связи между отделами мозга и рассмотрели мозг человека под ЛСД в МРТ-сканер. А о том, как еще ЛСД используют в научных исследованиях, читайте в нашем материале «Небо в алмазах».

Полина Лосева

nplus1.ru/news/2019/12/20/lsd-alzheimer

+1
Волшебные грибы безопасны

Псилоцибин не вызвал у испытуемых негативных побочных эффектов в последнем контролируемом исследовании King's College London и компании COMPASS (со-основатель которой, Екатерина Малевская, получала первое медицинское образование в петербургской медицинской академии имени Мечникова).

Исследование проводят с конечной целью узнать, может ли псилоцибин помочь пациентам с устойчивой к медикаментам депрессией.

Из необычных эффектов – у испытуемых улучшилось настроение и изменилось восприятие. Ожидаемо от магических грибов.

Если всё пройдёт хорошо, в итоге псилоцибин начнут использовать для лечения депрессии. Если всё пройдёт совсем хорошо, можно ожидать новый «психоделический Ренессанс» и смешные обложки на музыкальных альбомах – медицинские психоделики при нужном подходе могут использоваться и в творческих целях!

А если без шуток, легализация травы и псилоцибинов, а также открытие заново других видов лёгких наркотиков – закономерный тренд в мире, где 90% населения живёт безрадостно, работает от звонка и до упора, выгорает по расписанию и из радостей в жизни имеет только Нетфликс и пиццу.

Flipper