СПИД/ВИЧ: Забрезжила надежда полного излечения. УРА?

«Резидент «Сколково» компания Advanced Gene & Cell Technologies (AGCT) получила первый транш финансирования от венчурного фонда RBV Capital, созданного с участием капитала РВК и ГК «Р-Фарм». Совокупный объем инвестиций составит 44 млн рублей. Реализация проекта позволит впервые в России довести до клинической практики технологию геномного редактирования для лечения наиболее тяжелых и социально значимых заболеваний», – сообщает пресс-служба Фонда РВК.

Целью проекта является излечение пациентов с лимфомами и ВИЧ, которым необходима трансплантация костного мозга.

«Технология основана на изменении гена корецептора CCR5 (ответственного за проникновение вируса в клетку) в собственных клетках костного мозга пациента. После изъятия из костного мозга и ex vivo-редактирования (удаления корецептора CCR5) клетки трансплантируют обратно пациенту, где они дифференцируются в клетки иммунной системы и становятся невосприимчивыми к самым распространенным подтипам ВИЧ», – сообщает РВК.

Полученные средства AGCT планирует направить на подготовку пакета доклинических данных для проведения пилотного клинического исследования фаз I-II.

По словам исследователей, в случае успеха данная технология не только позволит избавить от пожизненной антиретровирусной терапии ВИЧ-пациентов с опухолями, но и может быть применима для лечения неонкологических ВИЧ-пациентов, резистентных к антиретровирусной терапии, и «иммунологических неответчиков» – пациентов с ВИЧ, у которых, несмотря на антиретровирусную терапию, не происходит восстановления численности иммунных клеток.

Научно-технологический подход можно посмотреть тут (пока только на английском)

Вкратце: у инфицированного ВИЧ берутся собственные унипотентные (а может и мульти или даже плюрипотентные) клетки крови-предшественники Т-лимфоцитов, in vitro с помощью технологии редактирования генома CRISPR/CAS9 вырезается ген, кодирующий ко-рецептор CCR5, экспрессирующийся на поверхности лимфоцитов и использующийся HIV-1 (~90% зараженных ВИЧ поражены этим подтипом вируса) для проникновения в иммунокомпетентные клетки, далее на его место помещается ген, несущий мутацию CCR5 Δ32 (рецессивный ген, гомозиготы по нему не подвержены инфицированию ВИЧ-1, примерно 1% человеческой популяции), далее модифицированные клетки размножаются и вводятся обратно тому же пациенту.

В итоге устраняется уязвимость иммунной системы, при которой популяция лимфоцитов, призванная бороться с вирусом, поражалась им в первую очередь.

Предпосылкой для идеи послужила история т.н. «Берлинского пациента». Мужчине, зараженному ВИЧ, пересадили костный мозг от донора, гомозиготного по мутации CCR5 Δ32, в результате чего реципиент полностью излечился от ВИЧ.
Идея заключалась в том, чтобы проверить всех 232 потенциальных доноров на наличие генетической мутации клеточного рецептора CCR5, которая делает иммунные клетки неуязвимыми практически для любого известного подтипа ВИЧ. Из 232 человек, которые годились для пересадки, у номера 61 обнаружилась нужная мутация. В газете Wall Street Journal была статья об этом случае, которая называлась «Большое спасибо, номер 61»[7].

Пересадка прошла успешно, но примерно через год у пациента снова начал прогрессировать лейкоз. В 2008 году потребовалась вторая пересадка.

За это время, хотя пациент и прекратил прием антиретровирусных препаратов, вирусная нагрузка осталась неопределяемой, а иммунный статус — относительно высоким. Вирус «пропал», а количество Т-клеток осталось высоким — в этом и состоит результат. Пациент приобрел естественную устойчивость к ВИЧ. Условия для жизни ВИЧ в организме пациента стали неподходящими, и вирусная популяция перестала существовать.

0